Досье:
Jan Hammer 17.04.1948, Прага, Чехословакия
Пианист, исполнитель на электронных клавишных инструментах, один из первых чешских музыкантов, получивших признание в США.
Рос в музыкальной семье. Отец — Ян Хаммер-старший — играл на вибрафоне и был одним из организаторов джазового движения в Чехословакии, мать — вокалистка Власта Прухова. В 12 лет Ян-младший аккомпанировал матери, а в 13 лет стал пианистом в биг-бэнде Карела Краутгартнера. Учился в консерватории, в 14 лет собрал Junior Trio (с контрабасистом Мирославом Витоушем и его братом, барабанщиком Алланом Витоушем), которое выступало на фестивалях в Праге. В 1966 как победитель венского конкурса молодых джазовых исполнителей получил стипендию для учебы в школе Беркли (Бостон, США). В 1968 году окончательно уехал из Чехословакии, полтора года играл в барах Бостона, почти год (1969) аккомпанировал Саре Воэн, гастролировал с ней в Канаде и Японии, а в 1970 году переехал в Нью-Йорк по приглашению Джереми Стейга. Известность принесло сотрудничество с Джоном МакЛафлином — в 1971–74 Хаммер играл на электропиано в Mahavishnu Orchestra. В 1974–75 вошел в группу Билли Кабэма Spectrum.
В середине 70-х годов увлекся синтезаторами (в том числе миди-синтезатором), добился точного воспроизведения звука электрогитары, сотрудничал с Джоном Аберкромби и Джеффом Беком. В 1976 году организовал квартет со скрипачом Стивом Киндлером, бас-гитаристом Фернандо Саундерсом и барабанщиком Тони Смитом. В 1980 году играл с Дидье Локвудом. В 80-е годы прекратил выступления, посвятив все время сочинению музыки. Написал музыку к популярному сериалу "Полиция Майами. Отдел нравов". Главная музыкальная тема сериала была выпущена отдельно и стала в США хитом. Кроме того написал музыку к одной из самых популярных компьютерных игр.
"The First Seven Days" (1975)
http://i047.radikal.ru/0712/57/44794e1406f3.jpg Данная программа – концептуальная инструментальная сюита в 7 частях, стилистически попадающая в разряд «прогрессивная электроника». Как можно догадаться из названия, речь идет о библейской истории сотворения мира. Серьезная работа, базирующаяся на многообразии клавишного саунда (муг, меллотрон, электрическое пиано, синтезатор Оберхейм с его оркестровыми красками и др.). На нескольких треках эпизодически участвуют скрипач Стив Киндлер и перкуссионист Дэвид Эрл Джонсон. В звуковой палитре интересным образом сочетаются эпический размах, психоделические моменты, классический арт-рок, вкрапления этно-фьюжн и проч. 40 минут интригующе-загадочной музыки.
http://ifolder.ru/4780451 "Oh, Yeah?" (1976)
http://i035.radikal.ru/0712/49/538da8e3bede.jpg Альбом реализован силами полноценной группы и стилистически продолжил линию, заданную первыми альбомами Оркестра Махавишну. Первое место в саунде, естественно, за клавишными. Наряду с привычным электропиано Хаммер широко использует возможности синтезатора Муга, а также его подвидов вроде Полимуга и связки Minimoog-Oberheim, применяемой им для эффекта присутствия лид-гитары (за вычетом оной). Не отстает от маститого колеги и скрипач Стив Киндлер, чьи акустическая и электрическая скрипки вьют настолько виртуозные скоростные кружева, что местами дух захватывает. Прекрасна и ритм-секция, представленная чернокожими весельчаками Саундерсом и Смитом. Для любителей игрового прифанкованного фьюжн данная пластинка в категории a must have.
http://ifolder.ru/4780638 "Melodies" (1977)
http://i017.radikal.ru/0712/fc/3882eef9f3f1.jpg Альбом "Мелодии" закрепил находки предыдущей пластинки. Все тот же состав музыкантов. Подача материала сделалась более спокойной и лиричной, к обилию синтезаторов добавился меллотрон. Вокальных пьес на диске не в пример больше предшественника. Особенно удались джаз-роковая композиция "Peaceful Sundown" и почти что баллада "Don't You Know". В 1994 г. инструментальные вариации двух этих вещей маэстро включил на свой новый диск "Drive".
http://ifolder.ru/4780989 "Beyond the Mind's Eye" (1993)
http://i048.radikal.ru/0712/29/e4c43c81eaea.jpg Кинолента «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man), впервые продемонстрировавшая человечеству, что такое виртуальная реальность, подтолкнула руководство некоторых компьютерных фирм к мысли всерьез заняться разработкой новых технологий в схожем ключе. Американская компания Miramar в содружестве с японскими 3-D аниматорами взялась за создание видеопрограммы, целиком и полностью состоящей из непродолжительных компьютерных клипов, частично основанных на образах вышеупомянутого «Газонокосильщика». Открытым оставался вопрос музыкального оформления. И тут на горизонте замаячила фигура маститого клавишника Яна Хаммера. Пылающий энтузиазмом ветеран джаз/прог-рока сочинил четырнадцать инструментальных тем, максимально органично вписавшихся в анимированное действо. Просматривая конечный результат, сознаешь: более точный выбор композитора вряд ли возможен. Достоинства музыки Хаммера оказались столь очевидными, что вопрос издания ее в виде самостоятельного альбома решился мгновенно. Так чем же она хороша? – спросит любопытствующий меломан. Мелодикой, отвечу я. Ни единой проходной вещи. Каждая композиция излучает собственную яркость и моментально врезается в память. Уметь писать «цепляющие» инструменталы – это, знаете ли, тоже искусство. Великий и ужасный Ян Хаммер довольно лихо синтезировал мягкий негрузный фьюжн с коммерческими электронными тенденциями, аранжировав столь искусно, что американские обозреватели, источая восторги (один из критиков сравнил “BEYOND…” с «Фантазией» Уолта Диснея), поместили диск в категорию «прогрессив». Бесспорно, легкий бриз арт-рока здесь прошумел, однако во избежание дискуссий и споров будет лучше соблюсти нейтралитет, охарактеризовав пластинку как саундтрек, чем, по сути, она и является. Любителям мелодичной инструментальной музыки настоятельные рекомендации к поиску и прослушиванию.
http://ifolder.ru/4781255 "Drive" (1994)
http://i019.radikal.ru/0712/be/5322cf46a678.jpg "Drive"(1994), записанный через год после выхода во всех отношениях яркого диска "Beyond the Mind`s Eye", стилистически продолжил линию предшественника. Все те же недлинные инструментальные пьесы - образные, целостные и весьма мелодичные. Заметно усилилась джазовая составляющая, но оно и понятно: ведь к созданию албома были привлечены такие музыканты, как саксофонисты Стэн Харрисон и Майкл Брекер, а также монстр гитарного фьюжн маэстро Джефф Бекк.
http://ifolder.ru/4790516